Рус
Eng
Привет, меня зовут Миролюбов Владимир
Я очень интересуюсь продакт-менеджментом и бизнесом.
В своем блоге я делюсь разными идеями и мыслями на этот счет. Больше обо мне тут.
21 April, 2017 in Книга

Продукт и пользователи

product-users

Один из самых простых и понятных для всех разделов. Можете условно называть его интро, введением, описанием продукта  — как угодно. В этом разделе собирается и отражается вся информация по продукту: краткое описание, предназначение и проблемы, которые он решает, рынок, на котором он работает, его потенциальную и будущую аудиторию, её особенности, текущие и возможные бизнес-модели, и т.п. вещи.

В самом начале я бы хотел отметить один важный момент, который может звучать немного запутанно и, наверное, философски, поэтому заранее извиняюсь.

В основе всего лежит время. Вы должны всегда помнить, что нет каких-то постоянных утверждений или убеждений, на которых базируется то, каким образом вы, как продукт-менеджер, должны принимать свои решения. Наш мир движется, причем очень быстро, а вместе с ним движется всё то, что его наполняет, в том числе мы с вами и продукты, над которыми мы работаем, и пользователи, которые им пользуются, поэтому всегда помните, что любые решения нужно подстраивать под конкретное время и ситуацию, а не копировать их раз за разом.

Вернемся от обсуждения законов Вселенной к продукту и том, как движется и развивается он. Вот примерные стадии жизни любого продукта:

  1. Этап разработки и запуска MVP
  2. Этап роста пользовательской базы
  3. Этап выхода на безубыточность
  4. Этап генерации прибыли
  5. Этап масштабирования прибыли

Я выделяю эти ключевые моменты, которые позволяют выстраивать развитие продукта, набор его функций и моменты, связанные с позиционированием и маркетингом в зависимости от его текущего этапа целей и потребностей продукта и которые накладывают отпечаток на то, как будет жить и развиваться ваш проект в текущий период времени. Обратите свое внимание  —  каждый из этих этапов отличается от другого, но является неотъемлемой частью предыдущего.

И именно поэтому, перед запуском любого продукта вы должны иметь хотя бы общее представление о том, каким может быть ваш продукт на каждом из этих этапов и насколько это реально и своевременно в заданный промежуток времени.

Прикиньте, во что может вырасти вас продукт, какие у него есть пути развития, но… не бегите сильно за мечтами —  с большей вероятностью всё будет совершенно по-другому. Рисуя общую картину и полностью погружаясь в процессы на этой стадии, вы сможете увидеть возможные подводные камни или моменты, которые смогут воспрепятствовать как реализации продукта, так и его развитию.

Постарайтесь сделать так, чтобы данный раздел был лёгок и понятен любому человеку настолько, что этот человек может быть даже со стороны. Не стоит наполнять документацию обилием терминов, технологий и прочих “умных слов”  —  уверяю, что написав их сейчас на бумаге вы не добавите ни грамма их реальной пользы для вашего будущего продукта. Что я имею ввиду под примером “умных слов”? Поделюсь с вами недавней цитатой одного моего знакомого:

“Главный потенциал для нас в том, что мы прицельно работаем над еще не стандартизированной частью нативной экосистемы: спонсорским контентом. Там большой простор для инноваций: начиная от кросс-канального размещения до персонализации контента”.

Я примерно понимаю что они имеет ввиду, но все эти термины разбиваются единственной фразой пользователя “Я ничего не понял, объясните еще раз”. Будьте проще и ближе к продукту и тем, кто будет читать этот документ. Не торопитесь и не преследуйте цели придать написанному солидности – я читал десятки презентаций “нулевых проектов” с десятками умных метрик и характеристик, про которые даже не слышал, но все эти проекты были успешно захоронены на кладбище мертвых стартапов, на котором оказался даже стартап Closedclub, который и являлся таковым. Формируя данный раздел вы, в первую очередь, систематизируете ваши мысли и идеи в некий единый и связанный сценарий, которое и ляжет в основу последующих разделов, решений и разработки.

Вторая немаловажная вещь. Постарайтесь сформулировать чёткое описание вашего продукта всего одним предложением. Всего одним предложением. Проблема многих проектов в том, что они сами не понимают, что они на самом деле делают и не могут сформулировать это даже при простейшем вопросе “эй, а о чем ваш проект?”. И если вы не можете дать ответ на этот вопрос одним предложением и начинаете разглагольствовать и приводить сравнения, то скорее всего, с вашим продуктом и его концептом что-то не так.Плавно переходим к тому, что же такое ваш продукт и каким он должен быть вначале.

Залог запуска любого успешного продукта — MVP (minimal valuable product)

— минимальный рабочий продукт, который содержит в себе ключевые функции и решающий именно те проблемы пользователя, которые лежат в основе его идеи. Это именно то, что у вас должно быть на старте и то, что укладывается в краткое описание вашего продукта. Вещь, на которую надо молиться и которая всегда должна успешно и стабильно работать.

Не стоить запихивать в MVP все кажущиеся вам нужными фишки и навороты. Не стоит сильно думать и фантазировать о том, как ваш продукт будет работать в будущем и куда он будет расширяться. Не стоит рисовать их в дизайне и пилить заранее “на будущее” на старте. Поверьте – в 99% случаев они не пригодятся вам. Повторю — да, в 99% случаев они не нужны. НЕ НУЖНЫ! По крайней мере, на начальном этапе.

Вообще, весьма полезно идти по пути дизайнерского мышления и позаимствовать и этих ребят технику умышленного ограничения, которая позволяет создать искусственные рамки и концентрироваться на четких вещах, делая их более продуманно и эффективно.

Я так усердно говорю это каждому своему другу, но каждый раз они мне рассказывают о том, что запуск их продукта был перенесен и “вот еще кое-что ОЧЕНЬ НУЖНОЕ допилим и выкатимся”. А ведь именно эти фишки и навороты отвлекают вас от самого главного и основного  —  быстрого запуска продукта и проверки вашей идеи, не говоря уже о том, что они забирают самое главное — время и силы вашей команды, которые всегда выражены их энергией и вашими деньгами и лишь размывается обилием лишних фич на старте.

Хотите отложить запуск продукта и потерять в три раза больше времени и денег — закопайтесь в фишках и улучшениях!

Не подумайте, что я преуменьшаю ценность идей и будущих фич  —  я лишь сдвигаю их в списке наиболее значимых приоритетов, важных для быстрого запуска вашего продукта. Конечно, идеи развивают этом мир! Именно и специально для таких случаев и предусмотрен самый последний раздел документации — “Мысли и идеи”, которые в обязательном порядке вы, как продукт-менеджер, должны записывать и постоянно анализировать на предмет востребованности пользователей и приоритетов разработки. От идей мы постепенно перешли к MVP и теперь поговорим о его разработке и запуске.

Вернуться назад Читать далее